Оформление договора дарения квартиры в МФЦ

Сделки по дарению недвижимости, особенно, между близкими родственниками, стали довольно популярны, в последние годы. А некоторые государственные органы, например, уже несколько лет не работают с гражданами напрямую. Можно ли оформить дарственную на квартиру через МФЦ?

Основные понятия

Что такое дарение? Это сделка по передаче в дар в собственность некоего имущества. Дар подразумевает под собой безвозмездность, то есть, тот гражданин, который его принимает, не платит дарителю. Кроме того, необходимо учитывать делание одаряемого принять предмет сделки.

МФЦ – это посредники между гражданами и государственными органами. Такие центры создавались для того, чтобы разгрузить работу некоторых органов. Например, Росреестр уже несколько лет не принимает граждан в своих стенах. Оформление практически всех сделок с недвижимостью, в том числе дарение квартиры и другого имущества, происходит с помощью многофункционального центра.

Такие центры есть во всех крупных городах, расположены в доступности граждан. Их ещё называют «службой единого окна», то есть, в одном здании можно заказать оформление сразу нескольких услуг.

Как узаконить сделку

Чтобы зарегистрировать сделку по передаче в дар квартиры, необходимо посетить МФЦ по месту регистрации недвижимости, и сдать все необходимые документы.

Регистрация происходит в несколько этапов:

  • подписание договора. Если стороны являются близкими родственниками, то заверять документ у нотариуса не нужно. Достаточно заключить его в простой письменной форме и подписать обеими сторонами;
  • подготовить необходимые документы от каждой стороны, а также на предмет дарственной;
  • обратиться в МФЦ;
  • заполнить заявление стандартной формы и сдать все документы;
  • дождаться положительного ответа;
  • получить выписку из ЕГРП о регистрации права.

Какие документы нужно подготовить?

Чтобы узаконить сделку в регистрирующем органе, необходимо подготовить пакет документов – от каждой стороны, и  на предмет сделки. От одаряемого, как правило, нужен только паспорт. А все остальные документы готовит даритель.

Необходимы:

  • копии паспортов обеих сторон сделки;
  • составленный и подписанный договор;
  • свидетельство, подтверждающее законное право дарителя на квартиру;
  • техническая и кадастровая документация;
  • выписка из домовой книги, в которой указано количество прописанных в этой квартире граждан. Если зарегистрированы несовершеннолетние или недееспособные граждане, то без участия опеки не обойтись. У них нужно будет получить письменное разрешение на совершение сделки;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • если одна из сторон, по каким-либо причинам, не может лично присутствовать при подаче документов, то можно прислать своего представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.

Важно! Если квартира находится в долевой собственности, и происходит дарение её части, то нужно получить письменное согласие, заверенное у нотариуса, от других собственников на совершение данной сделки.

Когда все документы будут готовы, стороны заполняют бланк заявления с просьбой о государственной регистрации сделки. По истечении регламентного срока исполнения услуги, одаряемый получит на руки документ, которые подтверждает его законное право владения на конкретную квартиру.

Некоторые нюансы

Стоит учитывать некоторые особенности данного соглашения:

  • даритель должен владеть предметом сделка на праве собственности. Нельзя подарить квартиру, которую арендуешь;
  • даритель должен, на момент совершения сделки, быть дееспособным и адекватным;
  • даритель не может быть моложе 14 лет. Если это так, то сделка не может проводиться без письменного разрешения от родителей или законных представителей дарителя. Если даритель является сиротой и ему меньше 14 лет, то участие органов опеки становится обязательным, так же, как и получение от них письменного разрешения;
  • соглашение является безвозмездным, то есть бесплатным. Даритель не имеет права требовать от другой стороны сделки уплаты ему некоторой суммы;
  • одаряемым не может быть юридическое коммерческое лицо.

Сколько стоит сделка

Чтобы оформить договор дарения, необходимо заплатить пошлину за совершение регистрационных действий. Не имеет значения, как сделка регистрируется – через МФЦ или напрямую, в Росреестре.

Размер пошлины регулируется налоговым законодательством, и строго регламентирован для юридических лиц и граждан. Заплатить пошлину можно через терминалы, установленные в МФЦ. Сотрудник центра выдаст плательщику (чаще всего, им является одаряемый) реквизиты платежа. И, пока принимают документы и договор дарения в МФЦ, сторона сделки оплатит пошлину.

Квитанция прикладывается ко всем документам, и сдаёт сотруднику центра. Когда он проверить наличие всех документов, он выдаст заявителю на руки расписку, в которой будет указан точный список всех принятых бумаг и их количество, а также регламентный срок исполнения услуги.

Если сделка происходит не между близкими родственниками, то договор нужно будет регистрировать у нотариуса. Стоимость услуги около 1 000 рублей, в зависимости от региона. Также придётся уплачивать доходный налог в размере 13% от стоимости квартиры. Это должен будет сделать одаряемый, так как именно у него возникает дополнительный доход в виде квартиры.

Для этого придётся нанять независимого оценщика, который и оценить рыночную стоимость квартиры на момент совершения сделки. Стоимость услуг оценщика также разная.

Когда будет готов акт оценщика, указанная в нём сумма и будет являться рыночной стоимость квартиры, то есть, той суммой дохода, которую получает одаряемый. От этой суммы и нужно заплатить 13%.

Важно! Если собственник квартиры не желает самостоятельно заниматься оформлением документов, то он может обратиться в посредническую компанию, которая, за определённую плату, подготовит все необходимые бумаги и составить проект договора. Стоимость их услуг можно будет узнать при заключении договора.

Кроме того, у одаряемого возникает собственность на квартиру. Следовательно, теперь нужно уплачивать налог на имущество.

Сроки исполнения

Если обращаться в Росреестр для регистрации, то документы будут готовы через 7 – 10 календарных дней.

Если же делать свидетельство и регистрировать права придётся с помощью МФЦ, то стоит прибавить около 3-ёх календарных дней. Стоит учитывать время документов «в пути», так как МФЦ является посредником между гражданами и государственными органами.

Похожие публикации