Особенности наследования земельных участков

Земельный надел, как и любое другое имущество, может быть оставлен в наследство. Наследование земельных участков может происходить как по закону, так и по завещанию. Как правильно оформить наследство в том и в другом случае?

Особенности оформления

Существует только два юридических факта, которые могут открыть наследство на землю и на другое имущество:

  • смерть гражданина;
  • признание его умершим по суду.

Вне зависимости от факта открытия, переход права на земельные участки по наследству может быть осуществлён:

  • по закону, то есть в порядке очерёдности родственников;
  • по завещанию, то есть по воле покойного.

Но, прежде чем оформлять владение на участок по наследству, необходимо это наследство открыть, принять и оформить. Для этого необходимо в течение полугода со дня смерти собственника обратиться к нотариусу, и заявить себя, как наследника.

Но, существуют некоторые особенности наследования земельных участков. К таковым можно отнести:

  • можно унаследовать только тот земельный надел, который был в собственности у покойного. Другие вещные права, например, право бессрочного пользования, не подразумевают под собой переход собственности на данный надел;
  • если составлено завещание на предмет наследования, то он перейдёт в собственность преемнику или преемникам по этому документу. Если же такой распорядительной бумаги нет, то наследование земельного участка будет происходить в порядке очерёдности с учётом обязательных преемников;
  • вместе с участком по наследству переходят все растения, произрастающие на нём, а также почва и обособленные водоёмы.

Какие нужды документы

Как оформить своё право на участок, который достался по наследству? Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • подтверждающие смерть собственника надела;
  • справка о том, где он проживал в последнее время. Если нет возможности представить такую бумагу, то нужно предъявить документы с места регистрации надела или его части;
  • завещание;
  • подтверждающие родственные связи между преемником и покойным. Эти бумаги нужны, если наследство на земельный участок оформляется в порядке очерёдности;
  • паспорт преемника.

Все вышеперечисленные бумаги передаются нотариусу в течение полугода после установления факта смерти наследодателя. На их основании он откроет наследственное дело.

В течение полугода работник нотариата будет проводить правовую экспертизу этих документов, и устанавливать законность требований на наследование земли конкретным преемником.

Важно! По истечении указанного срока, все заявившие о себе наследники получат наследственное свидетельство на имущество покойного, в том числе, и на его земельный надел. Эта бумага станет основанием для оформления собственности.

Регистрация права

Оформление наследства на земельный участок не занимает много времени, если все документы в порядке. Оформить участок в собственность также не сложно, при наличии нужных бумаг.

Оформление владения может происходить по 2-ум сценариям:

  • все документы на надел в порядке, и нужно только обратиться в соответствующий орган для оформления собственности на данный кусок земли . Это займёт максимум 30 дней;
  • документы не в порядке, и нужно сначала подготовить их, а потом уже оформлять собственность. Такой сценарий довольно длительный, так как каждая бумага на землю оформляется в период около 1 месяца.

Регистрация права, когда все бумаги в наличии

Как правило, регистрация владения наследуемой земли по такому сценарию происходит тогда, когда покойный составил завещание. При оформлении этой распорядительной бумаги он должен был собрать и подготовить все необходимые документы на землю.

Именно по этой причине его преемники, без лишних проволочек, оформляют наследство земельного участка, а потом, и собственность на него.

Для регистрационных действий необходимо представить сотруднику Росреестра следующие документы:

  • заявление;
  • свой паспорт;
  • наследственное свидетельство;
  • кадастровый план участка и выписка из него;
  • выписка из ЕГРП;
  • документы, подтверждающий оплат у пошлины за проведение регистрационных действий.

Регламентный срок рассмотрения этих документов и регистрация вновь возникшего права составляет 30 календарных дней.

Регистрация права, когда не все бумаги в порядке

Такая ситуация может возникнуть, когда:

  • происходит наследование в порядке очерёдности родственников;
  • право собственности не оформлялось, то есть участок не приватизирован.

Нередко граждане, получив от государства в пользование участок земли, не беспокоились о том, что право на него не оформлено должным образом. После смерти такого пользователя, бремя оформления документов ложиться на плечи его наследников. Им приходится «задним числом» регистрировать право покойного, затем вступать в наследство, после этого оформлять своё право.

Порядок действий следующий:

  • необходимо провести межевание участка для установления его чётких границ и согласования их с ближайшими соседями;
  • после этого необходимо получить на руки план межевания;
  • на его основании будут оформлять кадастровый паспорт;
  • затем уже можно обращаться в Росреестр за регистрацией права владения.

Важно! При таком развитии событий, наследники потратят довольно много времени и финансов, но больше вопросов по земле не возникнет.

Возможные проблемы

Есть такие обстоятельства, которые могут привести к тому, что наследование участка станет невозможным. К таким можно отнести:

  • признание преемника судом недостойным. Такое возможно, если происходит наследование в порядке очерёдности родственников. Если наследник первой очереди признаётся недостойным, то право переходит к родственникам следующей очереди;
  • право на участок можно оспорить в суде, даже в том случае, если было составлено завещание на конкретного человека. Основаниями для подачи иска в суд могут стать доказательства того, что документ был составлен под угрозой жизни и здоровью покойного или его близких родственников. Также могут оспорить и наследники, имеющие право на обязательную долю;
  • преемник имеет на руках не полный пакет документов. Но, это обстоятельство не отменяет наследство, а задерживает время его оформления.

Нужно ли платить налог

Получив в наследство некий земельный надел, преемник получает дополнительный доход в виде этого надела. Нужно ли уплачивать налог в казну государства?

Важно! Нужно разобраться, какие налоги нужно уплачивать, а какие нет! Речь идёт о 2-ух налогах:

  • подоходный налог;
  • налог на имущество.

Обязанность по уплате первого налога возникает только у дальних родственников, которые получают данный надел по закону или по завещанию. Близкие родственники не уплачивают налог на доходы от полученного наследства.

Чтобы понять, какую сумму налога необходимо платить, нужно провести независимую оценку стоимости данного участка. На основании акта оценщика, внести эту стоимость в декларацию, а потом рассчитать самостоятельно сумму налога к уплате.

Резиденты РФ платят НДФЛ в размере 13% от полученного дохода. Уплатить налог и подать декларацию необходимо до 30. 04 того года. который последует за годом получения наследства, и, следовательно, дополнительного дохода. Налог уплачивается самостоятельно по реквизитам ФНС по месту регистрации земли.

Обязанность по уплате налога на имущество возникает сразу же после открытия наследства, но взимать его могут только с момента регистрации права. Взимание и уплата налога за то время, пока оформлялось само наследство, а потом и законное владение на надел, происходит «задним числом», без начисления штрафов и пени за просрочку.

Сумму налога к уплате рассчитывают налоговик, исходя из кадастровой стоимости участка. Квитанции с суммой налога к уплате они рассылают по месту регистрации налогоплательщика.

Важно! Подавать декларацию по налогу на землю не нужно. Расчёт производиться сотрудниками ФНС.

Есть категории граждан, которые освобождены от уплаты такого налога. На федеральном уровне, это только жители Крайнего Севера, относящиеся к малочисленным народностям.

Но, регионы имеют право самостоятельно дать льготы и другим категориям граждан. Например, во многих субъектах страны, пенсионеры не платят такой налог.

Чтобы получить льготы в виде 100%-ого освобождения или частичного, нужно предъявить в ФНС документы, подтверждающие такое право.

Похожие публикации