Госпошлина при дарении квартиры родственнику

Так как объектом договора дарения является недвижимость, то он подлежит обязательной регистрации в Росреестре. За такие действия нужно платить пошлину. А нужна ли госпошлина при дарении квартиры родственнику?

Общие понятия

Дарение – это безвозмездная юридическая сделка. По ней одно имущество, принадлежащее дарителю, передаётся бесплатно в дар другому лицу, одаряемому. Но необходимо согласие обеих сторон.

С 2013 года регистрировать договора с Росреестре не нужно, а нужно только зарегистрировать переход права владения. Поэтому и госпошлина за регистрацию договора дарения не уплачивается!

Пошлина платиться непосредственно при подаче документов на регистрацию. Для этого необходимо получит реквизиты регистрирующего органа, а документ, подтверждающий оплату, приложить к другим документам.

Ближайшей роднёй считаются:

  • Супруги по отношении друг к другу;
  • Дети и родители по отношению друг к другу;
  • Бабушки, дедушки и внуки.

Госпошлина за договор дарения оплачивается по устной договорённости между сторонами. Она может быть оплачена как дарителем, так и одаряемым, а может быть уплачена им в равных долях.

Объектом сделки может быть:

  • Квартира или её часть, находящаяся в собственности;
  • Дом или его часть вместе с земельным наделом или его частью;
  • Нежилое помещение вместе с земельным участком, на котором оно располагается.

Важно! В соглашении нужно чётко указывать, что является объектом сделки. Нельзя дарить строение без участка, или участок без строения.

Необходимость заверения у нотариуса

Договор дарения квартиры, как и любого другого недвижимого имущества, может быть заключён, как между близкими людьми, так и между посторонними людьми.

Если сторонами являются ближайшие родственники, то для перехода права достаточно заключить договор в простой письменной форме, то есть без заверения у нотариуса. В документе достаточно указать данные обеих сторон сделки, а также подробно описать её объект. Например, если объектом является частный дом с участком, то нужно подробно описывать и само строение, и землю. Кроме того, документы также нужно собирать именно на эти два объекта.

Договор нужно заверять у нотариуса в обязательном порядке, если сторонами являются посторонние люди. Но, как показывает практика нотариата, граждане заверяют договор и в том, и в другом случае.

Причинами этого являются:

  • Правовая экспертиза самого договора, и представленных документов. Если соглашение будет составлено с нарушением норм закона, нотариус не сможет его заверить;
  • Проверка обеих сторон сделки на дееспособность. Дарителем не может быть человек, который признан недееспособным, или, в силу закона, не имеет права принимать в дар недвижимость от некоторых лиц;
  • Является свидетелем того, что сделка была заключена. Это необходимо в том случае, если одна из сторон решит оспаривать соглашение в суде.

Если стороны решили посетить нотариуса, и заверить соглашение. Им необходимо будет заплатить пошлину на нотариальные действия на дарственную. Стоимость услуг прописана в законе «О нотариате». Но стоит учитывать и тариф на технические работы.

Стоимость услуг нотариата следующая:

  • 0,2% от стоимости даримого имущества, но не более 50 тысяч рублей – тариф для родственников, которые признаны близкими;
  • Около 1% от стоимости объекта договора – для всех остальных граждан.

Важно! Не стоит забывать о нотариальном тарифе, который устанавливается отдельно по регионам. Но он не может быть меньше 4 500 тысяч рублей. Он уплачивается вместе с пошлиной на регистрацию.

Регистрационные действия

Чтобы оформить право на дарение, необходимо сдать документы в Росреестр. Регистрировать само соглашение больше не нужно, но процесс передачи права нужно обязательно зарегистрировать. Для этого необходимо заплатить госпошлину за договор дарения.

Размеры такой сбора зависят от правового статуса сторон сделки. Но, так как сделка не может быть заключена между коммерческими предприятиями, то сторонами могут выступать либо граждане, либо некоммерческие организации. Но последние также являются и юрлицами.

Размер обязательного сбора за регистрационные действия регулируется ст. 333. 33 НК РФ. Так:

  • Гражданам нужно заплатить 2 000 рублей;
  • Некоммерческим организациям – 22 000 рублей.

Важно! Закон не устанавливает, какая сторона должна платить пошлину. Но, как показывает практика, это делает одаряемый. Хотя стороны могут договориться между собой, и разделить этот платёж пополам или в других частях. Но, платёжный документ должен быть единым.

С него можно снять копию. Но оригинал нужно отдать сотруднику Росреестра, а копию оставить себе. Она будет являться доказательством того, что сбор был уплачен. На случай, если сотрудник регплаты потеряет документ.

Как можно заплатить пошлину

Есть несколько вариантов оплаты обязательного сбора за проведение регистрационных действий. Это:

  • Через терминал в МФЦ. Росреестр уже несколько лет не работает с гражданами напрямую, а осуществляет взаимодействие через МФЦ. В каждом таком центре есть терминал на оплату пошлины;
  • С помощью «окошка» Сбербанка. Квитанцию на оплату нужно будет взять в МФЦ;
  • С помощью интернет-банкинга популярных российских банков;
  • Платёжные терминалы Сбербанка или другого банка, у которого с Росреестром заключён договор на приём платежей;
  • С помощью официального сайта регистрационной палаты, сделав перевод с банковской карты одной из сторон сделки;
  • В некоторых отделениях Почты России. Но это самый неудобный и долгий способ.

Нужно обязательно сохранить документ, подтверждающий оплату пошлины.

Важно! И, хотя, он не входит в список обязательных документов, необходимых для регистрации права, без отметок об оплате действия не будут совершены.

Если оплата не поступит в течение всего срока рассмотрения и регистрации документов, это будет основанием для отказа в регистрации перехода права. Документы будут возвращены сторонам, а сделка не будет зарегистрирована, и право не перейдёт к одаряемому.

За что ещё нужно платить

Для того чтобы сделка стала законной, стороны должны представить договор вместе с документами для регистрации. Документы представляют обе стороны. И, если от одаряемого требуется только паспорт, то даритель должен собрать все документы на объект сделки.

В первую очередь, нужно заказать выписку из ЕГРП на данный объект. За её изготовление нужно будет заплатить. Размер платежа зависит от:

  • Правового статуса плательщика;
  • От вида выписки;
  • От срочности изготовления документа;
  • И от того. В каком виде, электронном или бумажном. Его необходимо получить. Для регистрации дарения выписка нужна в бумажном виде, а она стоит дороже своего электронного аналога.

Также нужно изготовить техническую и кадастровую документацию. А, если в дар передаётся дом с участком земли, то документы нужны и на участок, и на строение.

Важно! Все документы должны быть актуальны на момент совершения сделки. Самый короткий срок действия у выписки из ЕГРП. Её нужно заказывать в последний момент, перед тем, как подавать документы на регистрацию перехода права.

Похожие публикации